Пресс-центр
Отчет Губернатора Югры

Предлагаем обсудить ежегодный отчет Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры о результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, в том числе по вопросам, поставленным Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в части образования.
Обсуждение

В 2013 году была продолжена модернизация региональных систем общего образования, реализация основных приоритетов, закрепленных в Указах Президента Российской Федерации, национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», приоритетном национальном проекте «Образование». Среди основных тенденций развития отрасли: повышение доступности дошкольных образовательных услуг, совершенствование содержания и инфраструктуры образования, повышение заработной платы педагогических работников, выявление и поддержка лидеров, создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности в сфере образования, привлечения инвестиций.

Программный подход позволяет решать задачи образовательной политики в комплексе, в том числе за счет привлечения к их финансированию бюджетов различных уровней, реализации различных мер государственной поддержки. Консолидация основных ресурсов, направленных на реформирование отрасли, в единой окружной целевой программе «Новая школа Югры на 2010-2013 годы и на период до 2015 года» позволила реализовать комплекс согласованных мероприятий по достижению основных задач. Общий объем финансирования данной программы составил в 2013 году 12,09 млрд. рублей. По итогам проведенных мероприятий:

Все учреждения общего и профессионального образования подключены к широкополосному Интернету
(наземный, спутниковый, оптоволокно). Все школьники обеспечены федеральным комплектом учебников.
Приобретены: 13 школьных автобусов, для осуществления подвоза обучающихся, 20 школьных технопарков, включающих оборудование для 3-D моделирования и робототехнику 4-х уровней от начального до уровня экспертов, позволяющее участвовать в соревнованиях различных уровней сложности; лаборатории по строительному и нефтегазовому направлению подготовки, лабораторное оборудование для 6 ресурсных центров, специализированное лабораторное медоборудование для вузов,

Поддержку получили более 1000 лучших учащихся и педагогов, 205 студентов учреждений профессионального образования получили именные стипендии Губернатора автономного округа.

Повысили квалификацию более 5600 человек. Создано сетевое сообщество образования Югры «Школлеги», в котором на конец года было зарегистрировано 1112 пользователей, являющихся педагогами округа. Эта профессиональная социальная сеть — значительный ресурс для профессиональных коммуникаций, повышения квалификации, поддержки инноваций в образовании.

Введено в эксплуатацию 24 объекта образования, из них:
— 19 детских садов на 4175 мест в 13 муниципальных образованиях.
— 4 школы на 2325.
— 1 учреждение дополнительного образования на 88 мест.

В целях исполнения Указов Президента Российской Федерации по повышению заработной платы отдельных категорий работников, Правительством автономного округа регулярно повышаются фонды оплаты труда работников системы образования, так, например, только в 2013 году повышение производилось с 1 января путем индексации базовой единицы на 5,5%. Дополнительно фонд оплаты труда отдельных категорий педагогических работников (в том числе учителей) был повышен с 1 апреля 2013 года. Всего на повышение заработной платы отдельных категорий работников системы образования (как государственных, так и муниципальных было выделено свыше 4,3 млрд.руб. Одновременно на финансирование заработной платы перенаправлялись средства, полученные за счет мероприятий по оптимизации расходов внутри отрасли (реструктуризация сети государственных и муниципальных образовательных организаций, оптимизация штатной численности, реализация мер по энергосбережению и энергоэффективности). За 2 последних года были реорганизованы 28 общеобразовательных организаций путем создания филиальной сети, т.е. фактически обучение детей продолжается по месту их жительства, права детей на получение образования не нарушены. Принятые меры позволили не только достичь плановых значений целевых показателей заработной платы 2013 года, но и превысить их. (Таблица 17)

По другим показателям, определенным Указами Президента Российской Федерации, также зафиксирована положительная динамика: возросла доля детей в возрасте 5-18, охваченных программами дополнительного образования детей, как и планировалось, она составила 53,9%. Охват дошкольным образованием детей 3-7 лет увеличился до 84,9% (2012 год-82%), вместо запланированных — 84,3%. Это стало возможным благодаря дополнительному созданию 6 287 мест для детей дошкольного возраста с учетом введенных зданий, повышения эффективности использования имеющихся площадей, пересмотра санитарных норм. (Таблица 17).

Создаются условия для ведения предпринимательской деятельности в сфере образования, привлечения инвестиций, в том числе для строительства объектов образования. В 2013 году Югра приняла участие в проекте «Развитие государственно-частного партнерства для дошкольного образования» в качестве пилотного региона от Уральского федерального округа. Проект направлен на организацию дошкольного образования силами индивидуального предпринимателя, являющегося поставщиком образовательных услуг. Планируется принять участие в апробации «Модельной программы по созданию благоприятных условий для развития негосударственных организаций дошкольного образования и досуга», предусматривающей расход бюджетных средств только на предоставление образовательной услуги и услуг присмотра и ухода. Создание и эксплуатация детского сада – это дело бизнеса, при этом дети, посещающие такие детские сады, уходят из очереди.

С целью преодоления дефицита в организации детско-юношеского досуга, формирования инновационного потенциала общества, более широкого охвата детей и подростков дополнительным образованием приобретен Универсальный модуль Развивающей Среды по теме «Космос» из серии парков развития технологи. Он будет размещен в Центре технических видов спорта в г.Нефтеюганске. Рассмотрен вопрос по организации на территории Сургута интерактивного научно-развлекательного центра для детей и молодежи (ИнноПарк) к его реализации запланировано привлечение бизнес — структур.
Эффективная реализация мероприятий программы «Новая школа Югры» позволила достичь позитивных изменений в сфере образования Югры:

Увеличилась доля обучающихся школ, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2Мб/с), она составила 78,95%, что на 28 процентных пунктов больше, чем в предыдущем году . Доля школ, имеющих широкополосный Интернет, также возросла и составила 59,46%.
43,19% обучающихся могут пользоваться современно оборудованными спортзалами и спортплощадками, в 2012 году таких ребят было всего — 13,18%.

Значительно, на 14 процентных пунктов, увеличилась доля школ, перешедших на электронный документооборот, она достигла 70,57%. Почти вдове возросла доля учреждений, использующих электронный дневник, она составила 66,07%; 78,38% учреждений используют электронный журнал;
26,73%. — электронную учительскую.

В целом, доля школ, в которых созданы условия для реализации федеральных требований в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников на уровне от 80-100%, составляет в Югре 80,48% (2012 год-73,61%).
Тем не менее, есть вопросы, которые не удалось решить, сдерживающие факторы развития отрасли. В связи со сложившейся демографической ситуацией, высоким уровнем рождаемости не решена проблема 100% обеспечения доступности дошкольного образования для детей в возрасте 3- 7 лет. В соответствии с Указом Президента необходимо обеспечить достижение данного показателя к 2016 году.

Высокие показатели демографического развития привели к увеличению контингента школьников, что вызвало нехватку площадей для организации образовательного процесса (25,4% школьников обучаются во вторую смену, при нормативе 20%). Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты, необходимость создания безбарьерной среды в типовых зданиях образовательных организаций обостряют проблему развития материально-технической базы общеобразовательных организаций.

На решение обозначенных проблем направлена государственная программа «Развитие образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2014-2020 годы. Программой к 2016 году за счет мероприятий по строительству (реконструкции) зданий предусмотрен ввод 93 детских садов на 18 138 мест, что позволит обеспечить 100% охват дошкольным образованием детей в возрасте 3-7 лет к 2016 году. Также Программой запланировано строительство 43 школ на 15 880 мест, благодаря чему, с учетом демографического роста будет сохранен показатель сменности на текущем уровне. Для обеспечения школьников местами по нормативу (20% во вторую смену) к 2020 году по прогнозным расчетам необходимо дополнительно обеспечить еще 23,5 тысячи мест. В связи с чем, ведется работа по разработке проектов современного энергоэффективного детского сада с возможностью последующей трансформации помещений для начальной школы. Строительство таких объектов позволит снизить нагрузку на бюджет по оценкам экспертов экономия бюджетных средств и сокращение издержек может достигать от 10 до 30% от сметной стоимости.

О проблемах строительства объектов капитального строительства социального назначения для образовательных организаций, включая строительство объектов капитального строительства пропрограмме государственно — частного партнерства, медицинских организаций (строительство типовых зданий, амбулаторий, ФЭП), учреждений социальной защиты, объектов культуры и спорта ХМАО-Югры в 2013 году и на период 2014-2016 годов 

Перенесены сроки ввода с 2013 года на 2014 год 15 объектов образования в 8 муниципальных образованиях, которые представлены на слайде. Из них 11 объектов дошкольного образования на 1 980 мест (в том числе 1 интернат — детский сад на 45 воспитанников и комплекс школа-сад 50/20 мест), в связи с чем, не удалось ввести в эксплуатацию запланированное в программе «Новая школа Югры» на 2013 год количество мест: в учреждениях дошкольного образования: план 4 795 мест, факт 3 975 мест, общеобразовательных учреждениях: план: 2 515 мест, факт 2 325 мест. Среди основных причин неосвоения средств и нарушения сроков ввода в эксплуатацию объектов следует отметить:
Несвоевременную и некачественную подготовку муниципалитетами земельных участков на этапе планирования строительства объектов, выполнения проектных работ, выделение муниципалитетами земельных участков под строительство объектов образования (особенно объектов государственной собственности), имеющих обременения и проблемы с инженерными сетями;

неэффективное взаимодействие с подрядчиками, инвесторами, надзорными органами заказчиков строительства муниципальных объектов образования;

применение муниципалитетами устаревших проектов, несоответствующих современным требованиям и предоставление этих проектов инвесторам, строящим объекты по механизму государственно-частного партнерства.

проблемы контроля и надзора за строительством объектов государственно-частного партнерства, что приводит к большому количеству серьезных предписаний при приемке объектов.

Не начаты проектные, строительные работы по 17 объектам, строительство которых предусмотрено с 2012-2013 годов по схеме государственно-частного партнерства (имеются проблемы с участками и инженерным обеспечением, соответственно инвесторы не могут быть привлечены).