Шахматное поколение



Шахматы — старинная и очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме. Игра будет развивать мышление, научит ребенка обобщать и сравнивать, делать выводы. Обучение игре в шахматы дает формирование таких нужных качеств, как усидчивость, внимательность и организованность.


Когда же лучше начать заниматься с ребенком? 

Различные школы раннего развития предлагают обучение с 2-3 лет, но в этом случае шахматы используются не по назначению – те же задания с равным успехом можно выполнить и с любыми другими фигурками. Осознанно дети начинают воспринимать шахматы примерно с 4 лет, многие чемпионы (например, Х. -Р. Капабланка) начинали играть именно в этом возрасте.

Чем полезны занятия шахматами для ребенка?

1.     Шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы – мыслить самостоятельно.

2.     Шахматы развивают в ребенке способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную функцию).

3.     Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины неудач, делать выводы и применять их в будущем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности, этому особенно способствует решение комбинаций, задач и, конечно же, «музыки шахмат» — этюдов.

4.     Шахматы учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (действовать в уме). Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать.

Идея обучения воспитанников нашего детского сада  увлекательной игре в шахматы  возникла тогда, когда воспитатель  Домченко Марина Рашитовна  приняла участие в семинаре-практикуме  «Методика преподавания шахмат школьникам и дошкольникам», организованным  МБУ ДО "Дом детского  творчества"  - вот тогда и начались шахматные баталии в группе.

    

Возрождение ценностного потенциала отечественной шахматной школы направлено на реализацию личностно-развивающей и гуманистической государственной политики дошкольного образования в нашей стране. 

​Об утверждении концепции развития шахматного образования в ХМАО-Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального) и разработки личностно -ориентированных разноуровневых программ обучения, расширения вариативности форм технологий по предмету "Шахматы"

Входе реализации программы "Феникс" шахматы для дошкольников в совместной деятельности предполагается достижение определённых результатов всеми участниками образовательных отношений. Планируемые результаты освоения программы воспитанниками соотнесены с основными требованиями ФГОС  ДО к целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования:

РЕБЁНОК

-приобретает потребность В действиях в уме и начальную мотивацию к интеллектуальной деятельности; проявляет индивидуальный интерес к различным аспектам шахматной игры (соревнование, решение задач, иное); 

-владеет умениями и навыками сотрудничества со сверстниками и взрослыми, в том числе на основе образно-символических и нормативно-знаковых материалов.

ПЕДАГОГ/ВОСПИТАТЕЛЬ

-создаёт интеллектуально-состязательную среду для развития социально-коммуникативных и познавательных личностных свойств ребёнка;

-укрепляет сотрудничество всех участников образовательного процесса «ребёнок- семья - дошкольная образовательная организация».

РОДИТЕЛЬ

-получает инструмент эмоционально здоровой коммуникации с детьми в виде интеллектуально-состязательной игры в досуговое время;

-расширяет диапазон ответственности за выбор интеллектуального предпрофессионального развития своего ребёнка на раннем этапе его социализации.


План совместных мероприятий по взаимодействию  с МБУ ДО "Дом детского творчества"

​МЕРОПРИЯТИЕ ​СРОКИОТВЕТСТВЕННЫЕ​
​Мастер – класс «Шахматный дебют для воспитанников старшего дошкольного возраста»​Сентябрь 2018М.М.Мухаммадияров​
​Подготовка к городскому фестивалю -конкурсу "Юный шахматист" ​Октябрь 2018З.М.Усманова 
С.Ю.Золодуева 
М.Р.Домченко
Городской фестиваль - конкурс "Юный шахматист" ​Октябрь 2018​З.М.Усманова 
​Дружеский матч между учащимися МБУ ДО «Дом детского творчества и воспитанниками МАДОУ «Детский сад №20 «Золушка»​Декабрь 2018​М.М.Мухаммадияров​
​Мастер- класс «Шахматный дебют для воспитанников подготовительной группы»​Декабрь
2019
​​​М.М.Мухаммадияров​
Семейный турнир Февраль 2019З.М.Усманова 
С.Ю.Золодуева 
М.Р.Домченко
​Дружеский матч между учащимися МБУ ДО «Дом детского творчества и воспитанниками МАДОУ «Детский сад №20 «Золушка», посвященный Дню защитника Отечества​Февраль 2019​​​​М.М.Мухаммадияров​
​Занимательное дело «Путешествие в волшебную шахматную страну»​Март 2019​​​​​М.М.Мухаммадияров​
​Конкурс "Решение шахматных задач"​Апрель 2019​​​​​М.М.Мухаммадияров​
Уважаемые родители! 
Предлагаем Вашему вниманию методический сайт для тех, кто осваивает в семье, в детском саду и в школе Федеральный курс “Шахматы – школе”, а также для всех, кому небезразлична судьба Шахматного всеобуча