Комплексная помощь детям с РАС дошкольного возраста
СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования, законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья - как взрослых, так и детей. Эти гарантии закреплены в Конституции РФ и во многих законодательных актах России: Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральном законе от 24.11.95 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014 с изменениями, вступившими в силу с 21.10.2014); Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» (с изменениями на 11.09.2012 года), в иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
Документы
- Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей". PDF
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 г. № 1309 "Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а так же оказания, им при этом необходимой помощи". PDF
- Постановление от 09.10.2013 г. № 430-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округу - Югры "Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы". PDF
- Постановление от 13.12.2013 г. № 543-п "Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре". PDF
- Система образования детей с расстройствами аутистического спектра в ХМАО-Югре (методические рекомендации)
Уважаемые родители (законные представители)!
6 сентября 2018 года на площадке общественной палаты Российской Федерации состоялся круглый стол «Перспективы развития Карты возможностей особого ребенка в регионах России». Тема вызвала интерес специалистов, так как было подано более 400 заявок для участия в мероприятии из всех регионов нашей страны, в том числе дистанционно. Карта возможностей особого ребенка функционирует на сайте картавозможностей.рф и содержит в себе информацию более, чем о 270 учреждениях, предоставляющих свои услуги детям с особыми потребностями.
Пользователи сайта без труда могут найти нужные кружки, секции, образовательные учреждения и реабилитационные центры, предоставляющие свои услуги для детей с ОВЗ, недалеко от места жительства. Есть возможность комментировать информацию об учреждениях и добавлять новые объекты на Карту.
На Карте возможностей особого ребёнка каждый родитель сможет находить и передавать свои ценные знания и накопленный опыт, то она станет востребованным и незаменимым инструментом среди будущих и настоящих родителей и опекунов детей с особыми потребностями.
- Информационное письмо руководителя проекта "Карта возможностей особого ребенка". PDF
- Презентация проекта "Карта возможностей особого ребенка". PDF
Система образования детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
В дошкольные образовательные организации дети, имеющие особенности развития, зачисляются, как правило, в возрасте старше трёх лет. Педагоги дошкольной образовательной организации, которую посещает ребенок, могут выявить у ребенка признаки расстройств аутистического спектра и направить на обследование в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию.
Дошкольный возраст – важнейший период для оказания психолого-педагогической помощи, от успешности которой в этот временной отрезок зависит не только приобретение ребёнком определенных компетенций, но и социально-эмоциональное развитие, адаптация к окружающей среде, а также возможность успешного перехода к школьному обучению. Поэтому организация воспитания и обучения детей дошкольного возраста с аутизмом является актуальной задачей на сегодняшний день. Для определения образовательного маршрута ребенка с аутизмом его родителям (законным представителям) необходимо обследовать ребенка в территориальной психолого-медико-педагогической комиссии для установления статуса – «ребенок с ограниченными возможностями здоровья».
В нашем Учреждении функционирует Консультационный центр ссылка
Основные задачи деятельности Консультационного центра:
• оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста с аутизмом;
• обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении в школу ребенка с РАС;
• проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста с аутизмом, не посещающих образовательные учреждения;
• обеспечение взаимодействия между дошкольной образовательной организацией, реализующей разработанную образовательную программу, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей).
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в Учреждении | В Учреждении функционирует кабинет учителя-логопеда, который оснащен:
В Учреждении функционирует группа компенсирующей направленности, которая оснащена:
|
Информация повышающая родительскую компетентность по обучению и воспитанию детей с РАС дошкольного возраста | В рамках реализации Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.05.2017 № 261-рп, органы исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры являются исполнителями плана мероприятий по реализации указанной Концепции согласно установленным срокам. На сайте Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры создан раздел «Помощь людям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями» (http://www.depsr.admhmao.ru/reabilitatsiya-i-sotsialnaya-integratsiya-invalidov/ ). В указанном разделе размещены нормативно-правовые акты, методические материалы и другая полезная информация для участников образовательного процесса. Информационный материал "Родителям об аутизме. Что нужно знать" |
Курсы повышения квалификации специалистов в области по работе с РАС | ООО
«Инфоурок» - учитель-логопед АНО ДПО «Образовательный центр «Сова» Курсы повышения квалификации по программе «Применение технологий коррекционного воздействия на детей с расстройствами аутического спектра и другими ментальными нарушениями» (объём 72 часа) в 2020 году прошли: - заместитель директора,- старший воспитатель, - педагог-психолог, - тьютор, - учитель-дефектолог, - музыкальный руководитель, - воспитатель по ИЗО. |
Техническое оборудование | Предметно-пространственная среда для обучения и воспитания детей с РАС дошкольного возраста в Учреждении (презентация) |
Региональные нормативно-правовые акты Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями
Распоряжение заместителя губернатора Ханты-Мансийского автономного округа от 13.11.17 № 769-р "О деятельности рабочей группы по развитию региональной системы комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Югре" | Скачать |
Межведомственный приказ от 07.09.2017 № 791-р/ 943/ 1379/ 243/2 /272/297/267 "Об утверждении регламента межведомственного взаимодействия, обеспечивающего деятельность по оказанию комплексной помощи людям с РАС, детям группы риска с признаками РАС и с РАС, их семьям в ХМАО - Югре" | Скачать |
Межведомственный приказ от 07.09.2017 № 790-р/ 941/ 1378/ 243/1/298/243/1 "Об утверждении порядка взаимодействия базовых организаций при оказании комплексной помощи людям с РАС, детям группы риска с признаками РАС и с РАС, их семьям в ХМАО - Югре" | Скачать |
Межведомственный приказ от 29.12.2017 № 1195-р/ 1505/ 1986/ 387/ 450 /17-р-446 "Об организации мероприятий по формированию системы контроля и оценки качества комплексной помощи, оказываемой детям с расстройствами аутистического спектра и их семьям" | Скачать |
Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры от 18.05.2018 № 652 «Об использовании модели обучения детей с расстройствами аутистического спектра в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры при организации образовательного процесса» | Скачать |
Распоряжение заместителя губернатора Ханты-Мансийского автономного округа от 04.06.2018 № 273-р "Об утверждении Регламента Контроля и оценки деятельности по оказанию комплексной помощи людям с расстройствами аутистического спектра, другими ментальными нарушениями и их семьям в муниципальном образовании Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также критериев оценки" | Скачать |
|